среда, 22 декабря 2010 г.

Нужна ли малая проза в современном мире?

Автор: Татьяна Кигим
Продолжая начатый в прошлом посте разговор о том, как опубликовать свой рассказ не на Прозе.ру или Самиздате, а желательно там, где деньги платят... Первая статья из цикла "Практические вопросы публикации малой прозы", или, проще говоря - как напечатать рассказ? как издать рассказ на бумаге?

Нужна ли малая проза в современном мире?

Этот вопрос можно задать и по-иному: стоит ли писать рассказы и повести, когда издатель нацелен на продажу романов? Намеренно не будем брать случай, когда «душа просит»; подойдём к вопросу практически.

«Неполноценный жанр»: стереотипы и предрассудки

Довольно часто среди писателей, уже издавших не одну книгу, к малой прозе наблюдается весьма скептическое отношение. «Все равно приткнуть некуда», - этот аргумент доводилось читать в дневниках у авторов трех, пяти, семи романов… в общем-то, то, что эти писатели не могут «приткнуть» свои рассказы, наверное, можно было бы считать их личной проблемой; но они так или иначе формируют общественное мнение, по крайней мере, среди своих поклонников и забредших в их дневники начинающих литераторов. Почитает так начинающий Вася Пупкин откровения состоявшегося писателя, и скажет себе: ну да, раз ОН не может, значит, и правда дело швах…



Общественное мнение формирует и сложившаяся традиция причисления к «писательской братии» в большинстве «литературных цехов». Пока не издашь хотя бы покет - ты литератор неполноценный, «непубликующийся». Учитывая, что сейчас достаточно легко издать книгу, и большинство современных писателей начинает именно с романа - это представление вряд ли изживет себя в ближайшие годы.

И хотя в т. н. «большой литературе» публикации малой прозы считаются критерием отнесения себя к числу писателей (о чем говорят, к примеру, энциклопедические словари «Писатели такого-то века от А до Я»), рассказ и повесть в современной России (а если верить Стивену Кингу - и за рубежом) являются «второсортными» жанрами по сравнению с романом.
Ибо роман - та альфа и омега издательской жизни, которая управляет читательским миром. Издательства, за сверх, сверхредким исключением, не публикуют сборники рассказов начинающих авторов. Издатель не ищет нового Чехова, Шукшина, Шекли, Веллера или Эдгара По. Издатель меряет опус новичка в 12 - 15 «алках».

Значит ли это, что малая проза - ископаемый жанр? Многие современные литераторы полагают рассказ всего лишь ступенькой в обучении написанию романа. Так сказать, тренажером.

При всем согласии с тем, что рассказ - отличный способ отточить стиль, лаконичность, четкость выдаваемой картины, что рассказ - это возможность эксперимента на небольшом поле (не каждый может позволить себе экспериментировать в романе), я считаю жанр малой прозы достаточно перспективным в современном мире. Просто надо знать, с какого боку к нему подойти.

Недостаток информации при сформированном отрицательном общественном мнении - вот что мешает многим писателям всерьез относиться к рассказу, повести, новелле, не говоря уж об эссе или миниатюре.

А ведь на самом деле - на самом деле земля круглая, даже если вам кажется, что вы идёте по плоскости. Я скажу такую фразу, можете верить, не верить, скептически ухмыляться, но…

Для тех, кто умеет писать рассказы - не так страшен кризис...

По крайней мере, он не так страшен, как его малюет общественное мнение. Если вы хотите писать повести и рассказы - пишите. Не бойтесь россказней тех, кто говорит, что «малую прозу невозможно пристроить». Не верьте, даже если у этого человека семь книг за плечами.
Возможно, он «просто не умеет готовить кошек».

У рассказов есть свой читатель. Несмотря на то, что считается, что читателю трудно «перестраиваться» с каждым новым рассказом (а легче читать триста страниц одного мира подряд) - постоянный читатель у рассказов есть. И, похоже, издатели это поняли. Вслед за первыми робкими антологиями суперуспешных литературных «звёзд» пошли потихоньку, полегоньку - но пошли! - сборники типа «Фентэзи-200№», «Мистика - лучшее за год», «Русский фантастический боевик-200№», сборники детективов, даже сборники любовных новелл и святочных рассказов, тематические сборники… Да, в них стараются ставить мэтров. Да, начинающему пробиться сложно. Главное - издатель, похоже, убедился в распродаваемости сборников. И если ничего не случится, авторам малой прозы останется только порадоваться.
Помимо сборников, по-прежнему востребован рассказ в журналах. В «матёрых» изданиях типа «Космо» или «Если» не стыдятся публиковаться ни Литвиновы, ни Лукьяненко.

«Ну-у, - скажет начинающий литератор, - то Литвиновы, то Лукьяненко. Они уже сделали себе имя на романах». И да, и нет. Они-то сделали, спору нет. Но опубликоваться в неплохом журнале или сборнике - такой шанс есть и у начинающего. На самом деле хороших рассказов пишется не так уж много.

Дело в том, что позиция «некуда приткнуть», о которой упоминалось в самом начале нашего разговора, отсекает от малой прозы 90% потенциальных авторов. В результате сложилась ситуация, когда большинство авторов отличных романов просто не умеют писать рассказы! Такой вот искусственно сформированный кризис жанра в то время, когда издатель худо-бедно, но повернулся в сторону сборников и антологий (чего в 90-х годах не было - ловите момент).

Собственно, вывод. Да, кризис есть. Да, рассказ менее популярен, чем роман - и так во всем мире. Но. Малая проза - была, есть и, позвольте надеяться, будет. Читатель - есть, и он вас ждёт. Он готов - поверьте! - перепечатывать ваши рассказы в блоги. Журналы - ждут. Издатель со скрипом, но издает сборники. Если вы напишете хороший рассказ - вы его пристроите. А научившись пристраивать малую прозу, вы перестанете считать рассказы «всего лишь» тренажером или переведенной бумагой.

Более того - у вас появится дополнительный источник дохода. Маленький или большой - зависит от многих факторов: и от конюнктуры рынка, и от вашего умения продавать свои рукописи, и от того, что и как вы пишете. Но это уже совсем другой вопрос...

====================
Следить за обновлениями блога

2 комментария:

  1. Татьяна, вы так все замечательно расписали, что у меня появился луч надежды. )))
    Теперь только осталось отточить мастерство и пробиваться сквозь дебри стереотипов издателей. Спасибо за такой реалистичный позитив.

    ОтветитьУдалить
  2. Не так страшны издатели, как их малюют :) Чаще всего неудачи начинающих связаны (если, конечно, речь не идёт о бездарной графомании) с неправильным выбором формата издания. Ну, образно говоря, посылают порнорассказ в "Мурзилку", а повесть "Мойша Гершезон" в монархический "Черносотенец". Об этом как раз собираюсь написать в одной из следующих статей.

    ОтветитьУдалить