вторник, 26 июля 2011 г.

Играет ли роль объём рассказа, или сколько вешать в знаках?

Автор: Татьяна Кигим
Продолжение цикла "Практические вопросы публикации малой прозы", или, проще говоря - как напечатать рассказ? как издать рассказ на бумаге? Статья опубликована на портале Литакадемии, здесь представлен слегка подкорректированный, обновлённый вариант.

Начинающий творец никогда не оглядывается на статистику «Ворда». Профессионал оглядывается всегда. Мастер чаще всего оглядывается уже после того, как написал и пришло время подумать – ну и куда это сплавить? (впрочем, если у мастера есть конкретный заказ – волей неволей пооглядываешься).

Итак, отчего же статистика «Ворда» зачастую становится тем дамокловым мечом, который сдерживает полёт фантазии начинающего творца и вызывает возмущённые вопли на конкурсах: «Загнали рамки! Зачем! Что можно написать на эти пятнадцать тысяч!!!». А ведь ограничения в знаках на конкурсах – благо для начинающего автора. Именно это ограничение учит начинающего рассказчика «вписываться в объём». Умение, очень важное для профессионала.



На самом деле, конечно, можно опубликовать вещь любого размера. У меня выходила малая проза в объеме от 1,5 до 70 тыс. знаков. Предел, который обычно ставят для повестей журналы – 3 а. л., то есть 120 000 зн. Но при этом, имея на руках готовую вещь, надо ещё знать, куда её приткнуть именно в таком объёме, в котором она написана. И тут выясняется – чем меньше рассказ, тем легче его напечатать. Когда на конкурсах участники начинают причитать «что можно написать на какие-то пятнадцать тысяч...», я сегда умиляюсь. Пятнадцать тысяч, господа! Целых пятнадцать тысяч! Вы представляете, сколько это? Вы представляете, что газетная полоса в современном издании вмещает всего 5 – 7 тысяч знаков? Уверяю вас: никто не будет давать вам разворот или лишать текст картинки, которая нужна читателю, ради ваших гениальных строк. Ну, максимум 10 тысяч – это очень мелкий шрифт, без иллюстраций. Всё. Учитесь. Не научитесь – порежут. Или просто возьмут того, кто уже научился. С куда большим удовольствием у вас возьмут текст на 4 – 5 тыс. знаков (страница малоформатного глянца). Представили? А вам 15 тысяч мало.

Конечно, есть издания, которые печатают и более крупные тексты. Но 15 – 18 тысяч – этот тот идеал, который от вас ждут, скажем, в журнале «Знание – Сила». Некоторые издания публикуют и большие по объёму вещи – до 30 тыс. «Химия и Жизнь», полторы «алки» вполне могут опубликовать «Уральский Следопыт» и «Шалтай-Болтай», кто-то и больше. Но подумайте вот над чем: кого с большим текстом опубликуют скорее – вас или известного мэтра?

Да, обидно, когда режут музе крылья. Долгое время я тоже сильно обижалась на редакторов, которые резали мои гениальные строки (речь, правда, шла о статьях). Долгое время понятие «объём полосы» ничего для меня не значил – до того момента, как мне самой пришлось поредактировать одну газетку. Тогда-то и стало всё на свои места. «Полоса не резиновая!» Хотите вы того или нет. Изданию не нужен ваш гениальный текст. Изданию надо продать журнал или газету це-ли-ком. Ваш рассказ – одно из звеньев. Не более того. Хотите публиковаться много и часто – учитесь соответствовать объёму, который требует то или иное издание.

Поэтому конкурсы с ограничением по знакам – прекрасный способ научиться вкладывать мысль в ограниченный объём (кстати, вы же в курсе, как родились сетевые конкурсы с их ограничениями? «Грелка» изначально - от не что иное, как вызов профессионализму – ну-ка, сможешь написать по заданию редакции текст за пару суток? Точно также ограничения по объёму на конкурсах, особенно на конкурсах от редакций, напрямую связано с объёмом, который может выделить вам журнал).

Заданный объём, кроме того, учит оттачивать перо, писать с филигранной чёткостью, вымарывать лишнее и ненужное... Но это уже, впрочем, совсем другая тема.

А что делать, если вы не хотите подстраиваться под объём конкретного издания? Не хотите – не надо. Я вот не подстраиваюсь, и ничего :) Пишите, сколько пишется, а уже потом думайте – куда послать. Только всё равно ориентируйтесь на формат издания – чтобы потом не плакаться, что вот какой плохой журнал – я ему сорок тыщ послал, а они меня не взяли (а проблема-то только в том, что рассказы такого объёма это издание просто не рассматривает, так как больше десяти тысяч не печатает).

Так что, если у вас есть несколько рассказов, которые над бы куда-нибудь пристроить, то, начиная рассылать их по редакциям – в первую очередь интересуйтесь объёмом, который готово конкретное издание предоставить для публикации вашего творения. Как правило, в разделе «авторам» или «контакты» есть эта информация. Если её нет – не поленитесь узнать у тех, кто уже публиковался в этом издании, какого объёма художественную прозу там принимают.

Теперь несколько практических и часто задаваемых вопросов и тезисов.

1. «Зарисовки до 5000 знаков никому не нужны, это только перо поточить» (часто можно услышать в тех или иных вариациях на конкурсе «Зарисовка-мини»). Ничего подобного – 2 – 3 тыс. знаков вы спокойно пристроите в качестве юморески. Именно 3 тысячи знаков – размер стандартной авторской колонки в большинстве изданий. Ну а 3 – 5 тыс. – это уже вполне себе полноценный рассказик. Вопрос в том, что писать.

Полёт мысли а-ля эссе, конечно, пристроить будет намного сложнее, чем сюжетно завершённый рассказ. 3 – 5 тысяч, в общем-то – это уже пристойный объём, позволяющий вписать в текст какую-никакую идею, построить стандартную трёхчастную композицию, и останется место для стилистических изысков. Пример – конкурс «Ужас-2006», где авторам было предложено вписаться в сверхжесткий размер – 666 слов. И ничего, как показала практика – это осуществимо.

Сейчас в блоге «Сетература» проводится ещё один интересный конкурс с жёсткими ограничениями: 1 001 знак с пробелами. Можно ли будет где-то напечатать такие миниатюры? Да, можно, существуют страницы в журналах, посвящённые миниатюрам, видела как-то и целый журнал, специализирующийся на «очень малой прозе», а по итогам конкурса «Зарисовка-мини» издавался сборник лучших рассказов и миниатюр размером до 2 000 знаков.

2. «Вещь свыше 50 знаков начинающему пристроить невозможно». И да, и нет. Если издание готово печатать вещи большого объёма – большой рассказ возьмут и у начинающего автора. Другое дело, что, возможно, публикации придётся ждать довольно долго – больше года (маленький рассказ втиснуть на страницы куда проще, чем повесть). Но работы на 70 – 120 тыс. знаков, действительно, у начинающих обычно не берут. Проще всего пристроить большой рассказ или маленькую повесть в сборнике. Правда, не стоит рассчитывать на заоблачные гонорары: к примеру, в последнем сборнике АСТ деньги между всеми авторами поделили поровну – независимо от объёма.

«Исключений не бывает?». Бывает. Например, в журнале «Знание – сила» согласились, не сокращать, а поставить мой рассказ на два номера. Тем не менее, я не стану рассчитывать на подобный подарок от каждой редакции. Исключения на то и исключения, чтобы подтверждать правило.

3. «Редактор сказал, что сократит рассказ на четверть. Но если меня порезать, смысл потеряется!». Могут потеряться стилистические красоты, но не смысл. Если смысл теряется от сокращения на четверть – вы плохо умеете выражать этот смысл русскими словами. Стилистика – да, может пострадать. Но для начала эти стилистические красоты должны быть.

В большинстве рассказов начинающих авторов смело можно вычёркивать половину воздыханий, троеточий, канцеляризмов, паразитов и просто бессмысленных оборотов. Кстати, если ваш рассказ действительно блещет стилистикой – поверьте, редактор (в большинстве случаев) не зверь, оценит. Правда, избыток красивостей и умностей может повредить публикации в издании, где эти красоты не нужны – но это уже совсем другой вопрос...


====================
Следить за обновлениями блога

2 комментария:

  1. Спасибо, Татьяна! Мне кажется, конкурсы интересны тем, что можно пробовать свои силы в разных жанрах, форматах, объёмах и т.п.

    Те, кто работают в различных редакциях знают, что объём - это очень важная вещь. Кстати, Чехов неспроста писал такие короткие рассказы - он подстраивался под определённый объём, требуемый изданиями, в которых он публиковался.

    Отточил ли он этим своё мастерство - это даже не вопрос. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, продолжаю тему конкурсов у себя в блоге: Как надо и как не надо проводить конкурсы

    ОтветитьУдалить