пятница, 17 июня 2011 г.

Литературное творчество и литературные заработки

В блоге о копирайтинге написала недавно, что рада открытию Фриланса - на этой бирже встречаются творческие заказы на написание литературных произведений, сценариев, рассказов для сайтов, редактуру книг... Заказы на нон-фикшен тоже нашла там.

Один из знакомых, зная мою позицию в отношении чисто коммерческой, потоковой литературы, удивился этому посту. Пожалуй, действительно надо пояснить... Литературное творчество делится для меня на две части: для души (то, что я буду писать в любом случае) и... ну да, для денег. Назовём это просто - работой. Ничуть не хуже колонок в журнале, гороскопов для семейного еженедельника или статей о пластиковых окнах. Даже, как правило, интересней.

И я никогда не скрывала, что не осуждаю коллег, пишущих ради денег. Пиши что угодно и за сколько угодно. Главное - будь честен и не называй эти тексты литературой.

Думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Коммерческая литература, потоковая литература - вот названия этой работе. Если за неё не платят, вы наверняка напишете что-нибудь другое. Туда же - сериалы мелодрам для телеканала "Россия", сериалов, ect.
Например, узнав гонорары "Яузы" в серии проектных романов, я решила в этом месяце заняться очередным нон-фикшеном. А если бы платили по-человечески - я бы не без азарта настрогала им боевых разборок...


Но это не значит, что эти тексты надо писать некачественно. Или без увлечения. Нет - именно качественно, так, чтобы читателю или зрителю понравилось! И, желательно, с увлечением (я считаю, что в идеале с увлечением надо писать даже о пластиковых окнах... хотя это уж слишком, пожалуй, труднодостижимый идеал).


Что касается творчества, то тут оно присутствует в разной мере. Скажем, в рассказе для недорого женского журнала творчества минимум, штампов максимум. В книге нон-фикшен по интересной исторической теме  творчества - максимум, это, можно сказать, полноценная творческая работа, хотя и в рамках заказанной тематики.



Работа над коммерческими литературными текстами ничуть не хуже журналистики или копирайтинга. Это тоже творческая, интересная работа, к тому же требующая определённого мастерства.


Но я не люблю, когда авторы такой литературы начинают делать вид, что написали нечто значительное и пытаются равнять себя с Пушкиными и Достоевскими. Правда, такое поведение характерно обычно не для профессиональных "цеховиков", а для начинающих, наваявших от чистого сердца коммерческий "проходняк" (кинжку с кулинарными рецептами, комедию "пра Золушку", сценарий для корпоратива, донцовско-иронический детектив, псевдо-иностранный любовный или "проектный" фантастический роман, рассказ в дамский журнальчик, юмореску на сайт...).


В общем - будьте честными. Литературно-коммерческих заказов сейчас хватает, заработать можно. Только, мне кажется, надо отделять эту работу от того, что вы пишете для души.

(А что делать, если для души вы пишете по шаблонам? Н-ну... Это уже другой разговор).

Поэтому я, кстати, никогда не включаю коммерческие вещи в библиографию. И стараюсь подобные вещи писать под псевдонимом. Исключение делаю только для некоторых книг нон-фикшен, которые написаны "с чувством, с толком, с расстановкой" и могут считаться научно-популярными, историко-художественными, выделив их в отдельную категорию.


С другой стороны, я не отказываюсь от гонораров и за вещи, написанные для души. В конце концов, ещё Александр Сергеич, не продавая вдохновение, показал пример грамотной продажи рукописей.


А разница между двумя видами литературных занятий такая: для души я сначала пишу, а потом продаю. А в случае "работы" - наоброт. Не стану я писать рассказ для сайта, не договорившись об оплате или книгу на заказ, не выяснив гонорарную ставку.

В общем, мухи - отдельно, котлеты - отдельно... Да, а на Фрилансе бывают действительно интересные литературные заказы.

====================
Следить за обновлениями блога

Комментариев нет:

Отправить комментарий