суббота, 2 апреля 2011 г.

Добровольная лоботомия. Писатель и эмпатия

Прочитала в одном блоге, посвящённом "позитивному мышлению", совет: "Когда вы проникаетесь чужим горем, открывается прямая дорога в ваше подсознание... Не допускайте, чтоб кто-то вызывал в вас жалость, сострадание или «щенячий восторг. Просто нужно оборвать контакт. Уйти в сторону, перебить и сказать, что не можете разговаривать, перевести тему. Вам может показаться это жестоким, но на самом деле...".

Вот я и задумалась: а что на самом деле? Задумалась о роли эмпатии в жизни писателя. О том, может ли писатель позволить себе быть равнодушным? Может ли воспользоваться этим благим советом, и не потерять себя, не уничтожить себя?

Вот почему-то мне кажется, что для писателя воспользоваться этим советом - значит сделать себе добровольную лоботомию...


Нет, я не отношусь к защитникам психологических манипулянтов. считаю, что не стоит позволять манипулировать собой, отрицательно отношусь к жертвам типа "я на тебя всю жизнь положила!" (тоже манипуляция, кстати), и тому подобноку. Но, предлагая отказ от эмпатии, автор, мне кажется, впадает в другую крайность.

"Возможно, вы правы, - напсиала я в ответ. - Правы с той точки зрения, что поделиться в голод куском хлеба с другим человеком - вредно для своего здоровья...".

Но есть и удивительные факты, показывающие, что в Ленинградскую блокаду с большей вероятностью выживали те, кому было о ком заботиться. На ком лежала ответственность за дорогое существо.

Автор пугает страшным словом "психовирус". Но слова "бактерии" - тоже страшное. А если содрать с кожи все бактерии, с человеком что будет? Ага.

Есть вот, к примеру, такая дамская болезь - молочница. Возникает по разным причинам, в том числе и после приёма антибиотиков. Они уничтожают некоторые бактерии, которые не дают развиваться грибку Candida. И он развивается, вызывая эту самую малоприятную болезнь.

Вот и с "психовирусами" так, мне кажется. Есть среди них и вредные: манипуляции, нытьё, "синдром неудачника", "синдром бедняка", зависть и тому подобные. Но полностью отвергать эмпатию - то же самое, что убивать те бактерии, которые не дают развиваться грибку Candida. От "психовирусов" избавились, а по душе расползлась гнусная плесень...

И наоборот - говорят, поцелуи укрепляют иммунитет влюблённых. Обмениваясь бактериями, они улучшают здоровье друг друга. А что значит клятва перед алтарём: "И в горе и в радости..." Да ведь это же пропаганда "психовирусов"!

Да, антибактериальное мыло бывает полезно, когда в грязюке вывалялся. Но ежедневное его применение приводит к сухости кожи и падению иммунитета... Сумеем ли мы в борьбе с "психовирусами" уберечься от сухости души?

Есть и ещё одна небезынтересная теория. Популяции нередко бывают на грани исчезновения, проходя так называемое "бутылочное горлышко". И вот что интересно: исследование колоний простейшей, безмозглой плесени показал явную зависимость между выживанием колонии и соотношением в ней альтруистов/эгоистов (вырабатывающих в процессе жизнедеятельности какие-то там важные для плесени вещества и только их потребляющих). Так вот, в некоторых колониях после прохождения "бутылочного горлышка" возобладали альтруисты, в другом - эгоисты. Выжили первые.

Конечно, можно сказать: да плевать мне на человечество как вид, пусть другие проявляют эмпатию, и всё такое прочее, а я лично... Да, тут каждый выбирает для себя. И аргументы выбора могут быть разными. Например, такой: не хочу спасать тело и губить душу.

Но, раз уж полемика ведётся в исключительно практическом русле ("как жить прохладней"), я использую исключительно "эгоистические" аргументы... Так вот. Кому-то комфортно быть глухим к чужим проблемам. Кому-то - некомфортно.

Мне, например, не просто некомфортно - отсутствие эмпатии поставит крест на моей жизни, на её смысле. Есть я откажусь от эмпатии - какой с меня будет писатель? Кто будет меня читать? Кто мне скажет "Замечательно. Даже не знаю что сказать. Автор, вы которую жизнь живёте?" или "Бля... сижу и плачу... и по сторонам оглядываюсь"? Это, конечно, частные мнения отдельных людей, которые не говорят о моем таланте, но говорят об эмоциях... которые не вызовешь у читателя, если будешь писать фальшивые тексты.

Если я воспользуюсь этим советом - убью эмпатию, наверное, нервы целее будут. И жизнь, может, длиннее... и бессмысленней.

Потому что неохота мне жить, только чтобы жрать да спать. Как тем двум жабам из мультика по мотивам Андерсена.

====================
Следить за обновлениями блога

Комментариев нет:

Отправить комментарий